О ДЕТСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ
Каждый ребенок в совей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Но если одни дети ссорятся лишь изредка, то другие постоянно конфликтуют со сверстниками.
Почему некоторые дети конфликтуют?
Одна из причин – несформированность коммуникативных навыков, не знают способов эффективного общения. Это часто происходит у детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают и критикуют. Такой ребенок вымещает в конфликте накопившуюся злобу и обиду. А если еще ребенок видит, что мама и папа постоянно сердятся, то он просто не знает, как общаться без ссор и конфликтов.
Возможна другая ситуация: если дома ребенок – безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, все его желания беспрекословно выполняются, то он ждет такого же отношения со стороны других детей и - не поручает. Тогда ребенок добивается желаемого, провоцируя своим поведением конфликты.
Конфликтное поведение ребенка – это сигнал, что в семье что-то не так. Поэтому родителям нужно, прежде всего, проанализировать свое поведение и скорректировать его.
Советы по взаимодействию родителей с конфликтными детьми.
Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми, а не наоборот: дай сдачу!
Не обвиняйте в причинах конфликта своего или чужого ребенка, не разобравшись в причинах ссоры. Не надо «стоять горой» и покрывать своего малыша – скорее всего в ссоре виноваты обе стороны.
После ссоры выясните причины происшедшего, вместе поищите способы преодоления сложившейся ситуации.
Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения, он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны и будет сознательно провоцировать их.
Обязательно показывайте пример эффективного общения. Не вступайте в конфликты, не ругайтесь и не ссорьтесь с ребенком.
Коррекционные игры
С ребенком можно поиграть в игры, которые направленны на коррекцию конфликтности и агрессии.
«Спина к спине».
Сядьте спиной друг к другу и попробуйте поговорить о чем-нибудь. Например, как провели выходной день. Повернитесь.
Ну, что удобно разговаривать? Не хотели что-то изменить?
Эта игра направлена на развитие умения договариваться друг с другом, помогает ребенку увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним.
«Кулачок».
Закройте глаза, вытяните руку (в руку кладем игрушку из киндер-сюрприза). Сожмите в кулачок крепко-крепко, разожмите и откройте глаза.
Что ты чувствуешь? Хочется ли тебе подраться?
Во время выполнения действий у ребенка расслабляются все мышцы рук, и смещается агрессия.
Высвобождение гнева.
Агрессия накапливается постепенно и когда ребенок ее выплескивает на окружающих, он успокаивается. Значит надо дать возможность сделать это, но не на окружающих, а на специальной кукле – Бобо. Ее делают из подушки или поролона. Эту куклу можно бить, пинать, вымещать накопленные за день негативные чувства.
«Боксеры» - бить подушку – то же самое вымещение гнева на неодушевленном предмете.
«Медвежата» - направлена на мышечное расслабление. Ребенку предлагается превратиться на время в маленького медвежонка. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок изображает действия сюжета.
Медвежонок лежал в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз – сжался в клубочек. Ему стало жарко – медведь развернулся и зарычал.
«Закончи ситуацию» - ребенок и взрослый обсуждают ситуации:
- Петя принес в детский сад игрушку. Вдруг к Пете подбежал Сережа, выхватил игрушку и стал играть. Тогда Петя…
Что сделал Петя? Почему?
- Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала… Что сделала Вера? Почему?
- Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка. Тот дрожал от холода и мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Можно поиграть с детьми в ролевую гимнастику, она направлена на снятие напряжения, эмоционально раскрепощает, способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.
Рассказать стихотворение «Наша Таня громко плачет»
- шепотом
- быстро, как пулемет
- со скоростью улитки
- как робот
Походить, как
- младенец
- лев
- трусливый заяц
- канатоходец
Улыбнуться, как
- кот на сметану
- солнышко
- ребенок на конфетку
Посидеть, как
- пчела на цветке
- наездник на лошади
- Карабас - Барабас
Попрыгать, как
- кузнечик
- зайчик
- лягушка
- кенгуру
Нахмуриться, как
- осенняя туча
- мышь на крупу
- разъяренный лев
Надо ли наказывать детей за конфликтное поведение и агрессию?
Если ребенку удалось добиться чего-нибудь с помощью агрессии, то он будет прибегать к данному способу еще и еще раз. Применение наказания для отучения от агрессии приводит к усилению детской агрессивности. Детей, которых наказывают физически (шлепки), ведут себя более агрессивно, по отношению к сверстникам.
Но совсем от наказания отказываться не надо.
Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами.
Можно использовать приемы поведенческой терапии. Это система поощрений и наказаний.
Например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отказать в сладостях и др. Если же ребенку удалось справиться с трудным делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение.
Правила общения ребенка со сверстниками.
Играть честно.
Не дразнить других, не приставать со своими просьбами, не выпрашивать ничего.
Не отнимать чужого, но и своего не отдавать без вежливой просьбы.
Не драться, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащит, когда бьют тебя.
Не поднимать руку на того, кто слабей тебя.
Не ябедничать.
Чаще говорить: давайте играть вместе, давайте дружить.
Уважать желания и чувства тех, с кем играешь. Ты не лучше всех, но и не хуже.
Необходимо научить ребенка критично оценивать свои собственные поступки. В этом поможет «Волшебная шкатулка» - в нее ребенок каждый вечер опускает жетоны красного (хороший поступок) и зеленого (плохой поступок) цветов.
В конце недели вместе с ребенком взрослый открывает шкатулку, и смотрят, сколько каких жетонов. Необходимо вспомнить, когда малыш поступил хорошо, а когда плохо. Повторное проживание ситуаций дает ребенку возможность увидеть себя со стороны. Если ребенок не хочет рассказывать о плохом поступке, не надо настаивать. За хороший поступок обязательно следует похвалить. Беседа должна проходить в спокойной и доброжелательной обстановке.
Автор статьи
педагог-психолог первой категории МБДОУ № 58
Татьяна Александровна Вахрушева
Используемая литература:
А. Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина «Ребенок без проблем! Решебник для родителей» - М.: Эксмо, 2008
М.И. Чистякова «Психогминастика» - М. «Просвещение», 1990
Ю.В. Филиппова «Общение, Дети от рождения до 5 лет».- Ярославль. Академия развития, 2001
«Эмоциональное здоровье вашего ребенка». – М.: Авицена, ЮНИТИ, 1996