АГРЕССИВНЫЕ МАЛЮТКИ
Едва научившись ходить, некоторые превращаются в маленьких царапающихся бестий. Что за этим кроется? И как реагировать родителям?
Дети в первые три года жизни щиплются, кусаются или царапаются не просто по недоразумению. Но, конечно, и не по тому, что они хотят сделать кому-то больно. За их агрессивностью скрываются ,как считают специалисты по детской психологии, иные мотивы:
Ребенок хочет настоять на своем, добиваясь чего-то. Поскольку он еще не так хорошо говорит, ребенок коротко щиплет другого, что должно означать: я здесь, давай поиграем!
Ребенок хочет проверить, как далеко он может зайти. Детям еще только предстоит узнать, что укусы, царапанье или удары не помогают добиться чего-то или вступить с другими в разговор. Это даже важно, чтобы они приобрели такой опыт. Когда дети пойдут в детский сад, у них могут быть неприятности, если они не овладеют нормальными формами общения. Так что родителям не следует просто спускать ребенку все его выходки.
Легче всего дети учатся, когда непосредственно ощущают последствия своих действий, понимают взаимосвязь между каким-то поступком и следующей за ним реакцией.
Агрессивному ребенку каждый раз надо говорить: «Так делать нельзя! Это больно!» важно, чтобы родители говорили это решительно, т.е. без смеха. Иначе у ребенка не будет уверенности, поскольку слова родителей не согласуются с их поведением.
Надо пресекать также агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Если первое предупреждение на ребенка не подействовало – немедленно покинуть детскую площадку (если в квартире – временно прекратить игру).
Ругань или угрозы не помогают. В таком случае ребенок не понимает, что он сделал неправильно. Это он узнает только на примере последовательного поведения родителей.
Не следует, однако, сразу бить тревогу, если двухлетний ребенок время от времени ведет себя агрессивно. Конечно, если такая тенденция в поведении не спадает и на пятом году жизни, за этим могут скрываться более глубокие проблемы. В таком случае необходима помощь специалиста.
Маленькие дети по натуре не злые. Они никому не хотят причинять боль, просто они не могут выразить себя иначе.
Не «платить той же монетой», иначе ребенок поймет, что «нельзя» говорилось всерьез, раз мама делает то же, что и он.