|
О ДЕТСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ Каждый ребенок в совей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Но если одни дети ссорятся лишь изредка, то другие постоянно конфликтуют со сверстниками. Почему некоторые дети конфликтуют? Одна из причин – несформированность коммуникативных навыков, не знают способов эффективного общения. Это часто происходит у детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают и критикуют. Такой ребенок вымещает в конфликте накопившуюся злобу и обиду. А если еще ребенок видит, что мама и папа постоянно сердятся, то он просто не знает, как общаться без ссор и конфликтов. Возможна другая ситуация: если дома ребенок – безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, все его желания беспрекословно выполняются, то он ждет такого же отношения со стороны других детей и - не поручает. Тогда ребенок добивается желаемого, провоцируя своим поведением конфликты. Конфликтное поведение ребенка – это сигнал, что в семье что-то не так. Поэтому родителям нужно, прежде всего, проанализировать свое поведение и скорректировать его. Советы по взаимодействию родителей с конфликтными детьми.
Коррекционные игры С ребенком можно поиграть в игры, которые направленны на коррекцию конфликтности и агрессии. «Спина к спине». Сядьте спиной друг к другу и попробуйте поговорить о чем-нибудь. Например, как провели выходной день. Повернитесь. Ну, что удобно разговаривать? Не хотели что-то изменить? Эта игра направлена на развитие умения договариваться друг с другом, помогает ребенку увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним. «Кулачок». Закройте глаза, вытяните руку (в руку кладем игрушку из киндер-сюрприза). Сожмите в кулачок крепко-крепко, разожмите и откройте глаза. Что ты чувствуешь? Хочется ли тебе подраться? Во время выполнения действий у ребенка расслабляются все мышцы рук, и смещается агрессия. Высвобождение гнева. Агрессия накапливается постепенно и когда ребенок ее выплескивает на окружающих, он успокаивается. Значит надо дать возможность сделать это, но не на окружающих, а на специальной кукле – Бобо. Ее делают из подушки или поролона. Эту куклу можно бить, пинать, вымещать накопленные за день негативные чувства. «Боксеры» - бить подушку – то же самое вымещение гнева на неодушевленном предмете. «Медвежата» - направлена на мышечное расслабление. Ребенку предлагается превратиться на время в маленького медвежонка. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок изображает действия сюжета. Медвежонок лежал в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз – сжался в клубочек. Ему стало жарко – медведь развернулся и зарычал. «Закончи ситуацию» - ребенок и взрослый обсуждают ситуации: - Петя принес в детский сад игрушку. Вдруг к Пете подбежал Сережа, выхватил игрушку и стал играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? - Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала… Что сделала Вера? Почему? - Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка. Тот дрожал от холода и мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему? Можно поиграть с детьми в ролевую гимнастику, она направлена на снятие напряжения, эмоционально раскрепощает, способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.
- шепотом - быстро, как пулемет - со скоростью улитки - как робот
- младенец - лев - трусливый заяц - канатоходец
- кот на сметану - солнышко - ребенок на конфетку
- пчела на цветке - наездник на лошади - Карабас - Барабас
- кузнечик - зайчик - лягушка - кенгуру
- осенняя туча - мышь на крупу - разъяренный лев Надо ли наказывать детей за конфликтное поведение и агрессию? Если ребенку удалось добиться чего-нибудь с помощью агрессии, то он будет прибегать к данному способу еще и еще раз. Применение наказания для отучения от агрессии приводит к усилению детской агрессивности. Детей, которых наказывают физически (шлепки), ведут себя более агрессивно, по отношению к сверстникам. Но совсем от наказания отказываться не надо. Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами. Можно использовать приемы поведенческой терапии. Это система поощрений и наказаний. Например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отказать в сладостях и др. Если же ребенку удалось справиться с трудным делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение. Правила общения ребенка со сверстниками.
Необходимо научить ребенка критично оценивать свои собственные поступки. В этом поможет «Волшебная шкатулка» - в нее ребенок каждый вечер опускает жетоны красного (хороший поступок) и зеленого (плохой поступок) цветов. В конце недели вместе с ребенком взрослый открывает шкатулку, и смотрят, сколько каких жетонов. Необходимо вспомнить, когда малыш поступил хорошо, а когда плохо. Повторное проживание ситуаций дает ребенку возможность увидеть себя со стороны. Если ребенок не хочет рассказывать о плохом поступке, не надо настаивать. За хороший поступок обязательно следует похвалить. Беседа должна проходить в спокойной и доброжелательной обстановке.
Автор статьи педагог-психолог первой категории МБДОУ № 58 Татьяна Александровна Вахрушева Используемая литература:
|
Страничка специалиста: |