О ДЕТСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ


Каждый ребенок в совей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Но если одни дети ссорятся лишь изредка, то другие постоянно конфликтуют со сверстниками.

Почему некоторые дети конфликтуют?

Одна из причин – несформированность коммуникативных навыков, не знают способов эффективного общения. Это часто происходит у детей, которым не хватает внимания и заботы дома, которых постоянно ругают и критикуют. Такой ребенок вымещает в конфликте накопившуюся злобу и обиду. А если еще ребенок видит, что мама и папа постоянно сердятся, то он просто не знает, как общаться без ссор и конфликтов.

Возможна другая ситуация: если дома ребенок – безусловный центр всеобщего внимания, кумир семьи, все его желания беспрекословно выполняются, то он ждет такого же отношения со стороны других детей и - не поручает. Тогда ребенок добивается желаемого, провоцируя своим поведением конфликты.

Конфликтное поведение ребенка – это сигнал, что в семье что-то не так. Поэтому родителям нужно, прежде всего, проанализировать свое поведение и скорректировать его.

Советы по взаимодействию родителей с конфликтными детьми.

  • Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми, а не наоборот: дай сдачу!

  • Не обвиняйте в причинах конфликта своего или чужого ребенка, не разобравшись в причинах ссоры. Не надо «стоять горой» и покрывать своего малыша – скорее всего в ссоре виноваты обе стороны.

  • После ссоры выясните причины происшедшего, вместе поищите способы преодоления сложившейся ситуации.

  • Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения, он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны и будет сознательно провоцировать их.

  • Обязательно показывайте пример эффективного общения. Не вступайте в конфликты, не ругайтесь и не ссорьтесь с ребенком.

Коррекционные игры

С ребенком можно поиграть в игры, которые направленны на коррекцию конфликтности и агрессии.

«Спина к спине».

Сядьте спиной друг к другу и попробуйте поговорить о чем-нибудь. Например, как провели выходной день. Повернитесь.

Ну, что удобно разговаривать? Не хотели что-то изменить?

Эта игра направлена на развитие умения договариваться друг с другом, помогает ребенку увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним.

«Кулачок».

Закройте глаза, вытяните руку (в руку кладем игрушку из киндер-сюрприза). Сожмите в кулачок крепко-крепко, разожмите и откройте глаза.

Что ты чувствуешь? Хочется ли тебе подраться?

Во время выполнения действий у ребенка расслабляются все мышцы рук, и смещается агрессия.

Высвобождение гнева.

Агрессия накапливается постепенно и когда ребенок ее выплескивает на окружающих, он успокаивается. Значит надо дать возможность сделать это, но не на окружающих, а на специальной кукле – Бобо. Ее делают из подушки или поролона. Эту куклу можно бить, пинать, вымещать накопленные за день негативные чувства.

«Боксеры» - бить подушку – то же самое вымещение гнева на неодушевленном предмете.

«Медвежата» - направлена на мышечное расслабление. Ребенку предлагается превратиться на время в маленького медвежонка. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок изображает действия сюжета.

Медвежонок лежал в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз – сжался в клубочек. Ему стало жарко – медведь развернулся и зарычал.

«Закончи ситуацию» - ребенок и взрослый обсуждают ситуации:

- Петя принес в детский сад игрушку. Вдруг к Пете подбежал Сережа, выхватил игрушку и стал играть. Тогда Петя…

Что сделал Петя? Почему?

- Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала… Что сделала Вера? Почему?

- Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка. Тот дрожал от холода и мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Можно поиграть с детьми в ролевую гимнастику, она направлена на снятие напряжения, эмоционально раскрепощает, способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

  1. Рассказать стихотворение «Наша Таня громко плачет»

- шепотом

- быстро, как пулемет

- со скоростью улитки

- как робот

  1. Походить, как

- младенец

- лев

- трусливый заяц

- канатоходец

  1. Улыбнуться, как

- кот на сметану

- солнышко

- ребенок на конфетку

  1. Посидеть, как

- пчела на цветке

- наездник на лошади

- Карабас - Барабас

  1. Попрыгать, как

- кузнечик

- зайчик

- лягушка

- кенгуру

  1. Нахмуриться, как

- осенняя туча

- мышь на крупу

- разъяренный лев

Надо ли наказывать детей за конфликтное поведение и агрессию?

Если ребенку удалось добиться чего-нибудь с помощью агрессии, то он будет прибегать к данному способу еще и еще раз. Применение наказания для отучения от агрессии приводит к усилению детской агрессивности. Детей, которых наказывают физически (шлепки), ведут себя более агрессивно, по отношению к сверстникам.

Но совсем от наказания отказываться не надо.

Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами.

Можно использовать приемы поведенческой терапии. Это система поощрений и наказаний.

Например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отказать в сладостях и др. Если же ребенку удалось справиться с трудным делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение.

Правила общения ребенка со сверстниками.

  • Играть честно.

  • Не дразнить других, не приставать со своими просьбами, не выпрашивать ничего.

  • Не отнимать чужого, но и своего не отдавать без вежливой просьбы.

  • Не драться, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащит, когда бьют тебя.

  • Не поднимать руку на того, кто слабей тебя.

  • Не ябедничать.

  • Чаще говорить: давайте играть вместе, давайте дружить.

  • Уважать желания и чувства тех, с кем играешь. Ты не лучше всех, но и не хуже.

Необходимо научить ребенка критично оценивать свои собственные поступки. В этом поможет «Волшебная шкатулка» - в нее ребенок каждый вечер опускает жетоны красного (хороший поступок) и зеленого (плохой поступок) цветов.

В конце недели вместе с ребенком взрослый открывает шкатулку, и смотрят, сколько каких жетонов. Необходимо вспомнить, когда малыш поступил хорошо, а когда плохо. Повторное проживание ситуаций дает ребенку возможность увидеть себя со стороны. Если ребенок не хочет рассказывать о плохом поступке, не надо настаивать. За хороший поступок обязательно следует похвалить. Беседа должна проходить в спокойной и доброжелательной обстановке.

 

Автор статьи

педагог-психолог первой категории МБДОУ № 58

Татьяна Александровна Вахрушева

Используемая литература:

  1. А. Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина «Ребенок без проблем! Решебник для родителей» - М.: Эксмо, 2008

  2. М.И. Чистякова «Психогминастика» - М. «Просвещение», 1990

  3. Ю.В. Филиппова «Общение, Дети от рождения до 5 лет».- Ярославль. Академия развития, 2001

  4. «Эмоциональное здоровье вашего ребенка». – М.: Авицена, ЮНИТИ, 1996

Адрес: Россия, г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, 59


Телефон: (3412) 68-04-24

E-mail: mdou.58@mail.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz