Значение игры в жизни дошкольника

 

Дошкольный возраст называют возрастом игры. Это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Нередко современная семья недооценивает значение игры, увлекаясь обучением и ускорением темпов развития ребенка. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, скорее всего, он предпочтет последнее. И напрасно. Давайте рассмотрим, что такое игра для ребенка и для чего она нужна?

Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за переделы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир. Что привлекает ребенка в игре? Сам процесс действия, но действие в игре – особое, ненастоящее.

Уже к трем годам дети начинают познавать различные игры и не игры. К 4-5 годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формируется ими: «Это же понарошку», «Давай, как будто я ехал» и т.д.

Эти «понарошку», «как будто», то есть действия в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть – добрым мальчиком, красивой принцессой, путешественником, в игре ребенок там, где ему хочется быть,- на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных событий – лечит больных, сражается с драконом, тушит пожары. И что из того, что ребенок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с ускорением «ездить» в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в «Детском мире» руль; может устраивать гонки маленьких автомобилей с авариями и всякими дорожными происшествиями, строить гаражи для машин, ангары для самолетов, корабли, целые города.

Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре. Игра помогает ребенку не только получить удовольствие от «повторения» приятных событий, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворенности, если что-то ему не удалось в действительности.

Таким образом, ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и, прежде всего, желание действовать как взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока еще не очень подчиняются).

Детская игра чрезвычайно важна для развития ребенка. В игре, прежде всего, развивается способность к воображению, образному мышлению.

Игра важна для развития личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникает их чувствами и целями сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих «социальных» эмоций, начало нравственности.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывает их с другими детьми.

В игре ребенок получает опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакт с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, опыт совместной игры со сверстниками.

Игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Педагог - психолог МДОУ д/с № 58

Вахрушева Татьяна Александровна

 

Литература: Играют взрослые и дети/ сост. Т.Н. Дорогнова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006

Учимся играя.- М. Школьная Пресса, 2009.

Адрес: Россия, г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, 59


Телефон: (3412) 68-04-24

E-mail: mdou.58@mail.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz