Особенности детско-родительских отношений: гендерный аспект

 

Детско-родительские отношения влияют на развитие личности ребёнка, их особенности зависят от гендерной принадлежности ребёнка. Много лет дошкольная педагогика стояла на усреднённых позициях, ориентируясь на среднестатистического ребёнка, а не на мальчика и девочку. Таким образом, мы теряли мужчину и женщину уже в начале пути – дошкольном детстве. Большинство мальчишек вырастают вялые, капризные, безвольные, похожие на девочек, а девочки к 7 годам приобретают чисто мальчишеские качества: лидерство, агрессию, смелость, бойкость и пр. В результате, сплошь и рядом, мы видим не мальчиков и девочек, а усреднённых существ. Давайте попробуем разобраться, кто есть кто, и как воспитать мальчиков, чтобы они выросли мужчинами, а девочек - женщинами.

Мальчики и девочки уже рождаются разными. Особенности поведения мальчиков и девочек определяются различиями в устройстве мозга. У девочек симметрично работают оба полушария, информация с лёгкостью перетекает из одного полушария в другое. Эта функциональная особенность позволяет успешно использовать различные способы восприятия и мышления, что обеспечивает приспособляемость женщин к изменениям условий жизни. У женщин ведущее правое полушарие, которое отвечает за эмоции. У мужчин работает левое полушарие, отвечающее за исследовательскую деятельность

Мальчики создают свои жизненные программы за счёт исследовательского поведения, девочки уже имеют базовые программы. Например, программа приспособления была создана стратегией выживания (остаться в живых как можно дольше, чтобы воспроизвести потомство и вырастить его.) Программа хранительницы очага: муж уходил за добычей, а роль женщины сводилась к ожиданию. Мужское сообщество рассматривается природой как база для экспериментов, все изменения закрепляются в генофонде как видовой признак. Мужская клетка слаба, но она активна, от неё зависит новое развитие человека. Мужской пол ориентирован на прогресс, женская клетка инертна, но живуча. Таким образом, мужчины приспосабливают среду под себя ,а женщины приспосабливаются к среде. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Мальчики по своему развитию отстают от девочек и развиваются медленнее. Мальчики на 2-3 месяца начинают позже ходить, чем девочки, позже начинают говорить: в 18 месяцев активный словарь девочек- 56 слов, мальчиков – 28.,рука мальчиков тоже отстаёт в развитии: с трудом застёгивают пуговицы, завязывают шнурки. Главное в развитии мальчика от рождения до 6 лет – открыть для себя окружающий мир, понять его.

Это возраст открытий, подражаний, повторений. Он всё трогает, хватает, сосёт, бежит, смотрит, слушает. Если хотите, чтобы мальчик быстрее развивался и осваивал мир, объясняйте и рассказывайте всё, что вы делаете. Мужской импульс попробовать иногда бывает сильнее, чем способность ребёнка подумать о последствиях. У мужчин инстинктивное стремление к риску. Поэтому мальчику надо установить границы поведения и эти границы должны соответствовать возрасту. Как только мальчик начинает говорить ему пытаются объяснить нормы поведения с точки зрения логики взрослого человека. Маленький ребёнок воспринимает время и пространство не как взрослый человек. Поэтому он так долго моет руки, ему нравится, как струится вода сквозь пальцы, а сколько времени он на это потратил ему непонятно. Он не понимает логики взрослого: почему это можно, а это нельзя. Основные нормы и правила устанавливаются до 5 лет твёрдо и безо всякого обсуждения. Главное – эти нормы соблюдать постоянно. Мальчик больше нуждается в определённых требованиях, правилах, а девочка ведёт себя как мама. Ценные и опасные предметы лучше убрать подальше, шлёпанье по рукам не поможет. Миссия мальчика – исследовать, ничего в мире не останется не потроганным, не исследованным. Мальчик нуждается в руководстве, а не в возможности выбирать( режим дня, распорядок дел, определённые ритуалы: умывание, чистка зубов, сбор игрушек). Нужно быть только рядом и помогать малышу .Мальчикам надо ограничить пространство, когда он гуляет, это большой огороженный двор или контроль взрослых. Мальчик должен знать три вещи:

-кто главный, кого слушаться в доме

-каковы нормы и правила (нельзя, можно)

-собираетесь ли вы эти нормы и правила выполнять, проводить в жизнь.

Если есть нормы и правила, главный человек, то проблем не будет.

Помните, что мальчик не слышит длинных внушений, он слышит одну минуту, а потом его мозг отключается. Мальчику нужна только информация, а не эмоции (меня не устраивает, что ты приходишь с прогулки грязный). Мальчикам не нужна гиперопека, мальчиков нельзя подавлять( не запрещать ходить по лужам а надеть ему резиновые сапоги). Гиперопека, сильная властная мать – ребёнок вырастет маменькиным сынком ( в лучшем случае ), в худшем – маньяк, так как мужчина эволюционно не должен подчиняться женщине. Мальчик не может противостоять матери, и агрессия выплёскивается во внешний мир. Мама не должна бить мальчика, его нельзя оскорблять, унижать его достоинство. До 3-4 лет мальчик идентифицирует себя с мамой, у него сильна с ней эмоциональная связь

А после 4 лет мама должна» перерезать пуповину» с сыном, ему необходим отец, меняется полоролевое поведение. Если нет отца, дети отличаются от других детей по поведению – это группа риска. Мальчику нужна модель мужского поведения. Если женщина одна воспитывает своего ребёнка, то нужно призвать на помощь мужчин, достойных подражанию: родственников, друзей, спортивных тренеров. Мальчишеская культура во многом складывается из подражания старшим мужчинам. Игра для мальчика – дело жизни, к ней нужно относиться с уважением, по возможности, не прерывать.

Это важно потому, что в игре мальчик отрабатывает все неприятности, разочарования и сильные чувства, которые он испытал в течение дня. Но до 5 лет мальчикам трудно играть сообща, их нужно учить этому, учить делиться тем, что есть и напоминать об этом.

Мальчикам свойственна агрессия, но без агрессии не было бы эволюции, не было бы движения жизни. Каждому возрасту свойственна своя агрессия, от 4 до 7 лет проявляется ситуативная агрессия, т.е. под влиянием ситуации – нечаянно толкнули (объяснить). Типична агрессия, агрессия, связанная со становлением личности, мальчик заявляет о себе как о личности. Причиной агрессии может быть развод родителей. У мальчиков более острая потребность в отце, чем у девочек.

Особенности мужской психики - это заводящаяся с полоборота готовность к обороне. Мальчиков нужно учить общаться без агрессии, быть терпеливее к мальчикам.

Мальчики плохо чувствуют время. Понятие время у детей и взрослых очень разное. Их нужно учить этому. Мальчики смутно представляют сколько времени занимают их действия. Исследователи просили людей разного возраста выполнить определённые движения руками, а затем проделать то же самое мысленно в воображении. Оказалось, что у детей (в отличие от взрослых) время реальное и «покрученное» в воображении почти не связаны, Учёные объясняют этот результат поздним созреванием теменной доли коры головного мозга, которая отвечает за внутренний образ движений и полностью формируется после 20 лет.

Умение предвидеть и планировать свою жизнь приходит к нам не сразу. Так малыши 3-5 лет живут только здесь и сейчас. Если вы, собирая малыша на улицу, говорите, что нужно одеться потеплее, он не понимает этого, потому что в комнате ему сейчас тепло и комфортно. Вы можете:

1. Развивать навыки, помогающие выстраивать связи между полушариями мозга, например:

- по выражению лица человека определить, что он чувствует

- завязывать дружбу, вступая в игры или беседы

- распознавать сигналы, которые подаёт собственный организм, например, чувствовать, когда закипает раздражение, чтобы вовремя отойти в сторону и не усугублять неприятную ситуацию

2. Позволить эксперименты над игрушками, чтобы можно было их разбирать, рассмотреть из чего они состоят.

3. Давать указание к играм (не более одной минуты). Главное не только рассказывать, но и показывать.

4. Обеспечить в окружении ребёнка присутствие мужчин, это особенно важно для ролевого подражания мальчикам без отцов.

5. Обучать мальчиков отношению к средствам массовой информации. Рассказывать о влиянии на развивающийся мозг длительности пребывания перед монитором и телевизором.

6. Включать в задание, которое даёте мальчикам, элемент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует создать ситуацию, чтобы он сам сделал для себя открытие, даже если много раз ошибётся.

7. Излагать кратко и точно замечание, которое вы делаете, так как мальчик не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Мы очень часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчика.

 

Возможные дисциплинарные методы.

1. Мальчики находятся в затруднительном положении, когда их ставят в угол. Им также трудно быть откровенными, когда им говорят: смотри мне в глаза – я с тобой разговариваю. Такой способ не годится для откровений. Чтобы дать такую возможность мальчикам надо расслабиться, им нужно дать в руки что то: кубик, карточки.

2. Использование таймера». Я буду с тобой разговаривать, когда истечёт 5 минут» Такой приём можно использовать для того чтобы использовать паузу для получения объяснений от ребёнка. Мальчики особенно нуждаются в дополнительном времени, чтобы собраться для беседы.

 

Девочки.

Отец это первый мужчина в жизни маленькой девочки, поэтому роль его в её воспитании чрезвычайно важна. Отец оказывает влияние на формирование у дочери эталона будущего мужа. Ей очень важно наблюдать и усвоить поведение матери по отношению к отцу, отца к матери. Важно, чтобы отец дал уверенность девочке в своей привлекательности, значимости (Какая ты красивая! Как идёт тебе это платье!). Девочки, которые выросли без мужского влияния, будут испытывать трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, напряжённость и неразборчивость в общении. Отождествление себя со своим полом у девочки происходит через признание со стороны отца. Если дочь знает, что папа будет на её стороне и защитит, она будет доверять мужчинам и стремиться под их защиту. Если отец был далёким и не любил дочь, она будет искать будущего мужчину по нему - недоступному, не ответившему. Может влюбиться в парня, который не ответит ей. Женщины, на которых отец влиял положительно, стремятся к карьерному росту, успеху, добиваются более высокого материального положения и социального статуса. Именно родители закладывают основу будущих взаимоотношений с детьми. Процесс формирования женщины протекает через идентификацию с матерью. Мать закладывает стиль отношений, ценности, всю культуру поведения. Материнская модель полностью запечатлевается в дочери уже к 4 годам. Отношения матери и дочери лучше строить по принципу « золотая середина»: любить, холить, лелеять, баловать, но в тоже время требовать, ждать помощи в семье, соблюдать дистанцию.

 

 

Что можно использовать в воспитании девочек, чтобы они успешно развивались?

1. Хвалите чаще, чем вы считаете нужным, особенно за хорошо выполненные действия. На ошибку или замечание девочка мгновенно эмоционально реагирует, поэтому ошибку сначала разберите и лишь потом выскажите своё отношение. В противном случае бурная эмоциональная реакция помешает понять девочке, за что её ругают.

2. Крупная моторика у девочек развита недостаточно, поэтому для её развития играйте в подвижные игры.

3. Слабая область у девочек – это пространственное мышление. Экспериментируйте с трёхмерным пространством, стимулируйте девочек в играх с подъёмом вверх по ступенькам.

4. Учите девочек быть лидерами в групповых играх и умению приводить свои аргументы при общении друг с другом.

5. Помогите освоить искусство сохранения спокойствия.

6. Научите ставить цель и достигать её, даже если она стала для девочки неинтересной.

 

 

Литература:

Хризман Т. П. «Мальчики и девочки - два разных мира»

Прешофф Г. «Воспитывать девочку… как».

Биддалф С. «Воспитание мальчишек: почему мальчишки такие, и как помочь им стать настоящими мужчинами»

Элиум Д. «Воспитание сына».

 

Составила педагог – психолог Вахрушева Т. А.

Адрес: Россия, г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, 59


Телефон: (3412) 68-04-24

E-mail: mdou.58@mail.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz