Адаптация к детскому саду


Вы отвели ребёнка в детский сад, но его словно подменили. Стал вести себя, как будто ему ещё не исполнилось 3 года. Почти разучился говорить, по каждому поводу истерики, писается в штанишки , плохо ест .С ребёнком что – то происходит, словно он стал развиваться назад , не прогресс , а регресс. У ребёнка другая жизнь, другие обстоятельства. Это всё естественно . В скором времени всё пойдёт- ребёнок адаптируется к детскому саду. Адаптация обычно протекает с массой негативных сдвигов в детском организме. Ребёнок на грани стресса, его стресс сравним с силой стресса космонавта или стрессом 40 летней женщины, от которой ушёл муж. Если стресс слишком сильный, то ребёнок заболевает. Что провоцирует стресс у ребёнка? – Отрыв от матери. Вдруг мама предала его ,взяла и поменяла на работу .Отдала незнакомым людям, ребёнок не знает, как себя вести в новой обстановке. Дело в том, что в 3 года на адаптацию накладывается ещё и кризис трёх лет, когда ребёнок впервые ощущает себя как личность и это увидели другие. А мы этого не видим да ещё и наваливаем другой груз- отдаём в д.с. Существует три вида адаптации:

  1. Лёгкая - 1,2 недели, изменения в поведении ребёнка кратковременны.

  2. Средняя степень до 1 месяца.

  3. Тяжёлая до 6 месяцев.

  4. Как готовить ребёнка к поступлению в детский сад?

- Тренировать буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребёнка, приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

- Не обсуждать при ребёнке проблемы, связанные с д\ с.

-Заранее посоветоваться с педиатром об оздоровительных мероприятиях.

-Приблизить домашний режим к режиму д\ сада.

-Закаливать малыша.

-Не отдавать в д\ с в разгар кризиса 3 х лет.

-Как можно раньше познакомить малыша с д\ с , детьми, воспитателем, куда он в скором времени пойдёт.

-Настроить малыша на д\ с.

-Учить навыкам самообслуживания.

-Не нервничать самим, не тревожиться.

-Готовить ребёнка к временной разлуке \ вы идёте на работу, а в д\ с ходят большие дети: ты вырос, ты идёшь в д\ с.

-Спланировать своё время выхода на работу так, чтобы в первый месяц не оставлять ребёнка на целый день в д\ с.

-Создать спокойный климат в семье.

-Сообщить воспитателю о личностных особенностях ребёнка

Не кутать ребёнка , а одевать согласно температуре воздуха.

Находить время на разговор с ребёнком

-Играйте с ребёнком в сюжетные игры с куклами, зверями, проигрывая сюжеты типичные для д\ садовской жизни.

-Не пугайте д\ садом ребёнка.

1. Лёгкая степень адаптации.

- временное нарушение сна.

- нарушение аппетита.

- неадекватные эмоциональные реакции \ капризы, замкнутость, агрессия, угнетённые состояния\, изменения в речевой, игровой активности. Приходит в норму за 20- 30 дней.

2.Средняя. Все нарушения выражены более и длительно, сон, аппетит восстанавливаются в течение 20 – 40 дней, речевая активность- 30-40 дней, эмоциональное состояние- 30 дней. Возникают ОРЗ.

3.Тяжелая – от 2 до 6 месяцев. Грубые нарушения всех проявлений и реакций ребёнка. Аппетит снижен, даже рвота, резкое нарушение сна. Ребёнок избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, агрессивен, плачет. Временная задержка в психическом развитии. Заболевает в первые 10 дней и продолжает повторно болеть.

4. Тяжелейшая адаптация - около полугода и более.

 

На адаптацию влияет темперамент ребёнка .Быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. Флегматикам и меланхоликам туго приходится, они не успевают за темпом жизни д\с: одеться, поесть, выполнить задания.

Основные причины тяжёлой адаптации к условиям д\с.

-отсутствие в семье режима

-наличие у ребёнка своеобразных привычек

-неумение занять себя игрушкой

-отсутствие элементарных культурно- гигиенических навыков

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Адаптация считается законченной, если:

-ребёнок ест с аппетитом

-быстро засыпает, вовремя просыпается

-эмоционально общается с окружающими, игра.

 

Адаптация это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать д\с, ведь их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную сложившуюся жизнь ребёнка врываются следующие изменения:

-четкий режим дня

-отсутствие родных рядом

-постоянный контакт со сверстниками

-необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку

-резкое уменьшение персонального внимания

Часть детей адаптируется легко \1-2 недели\, другие -1-2 месяца, третьи ещё тяжелее 3-6 месяцев и если уже до 6 месяцев, то можно говорить, что ребёнок не « садовский».

 

Кому адаптироваться легче?

-детям, которых готовили заранее, за несколько месяцев до события. Рассказывали сказочные истории о д\с, играли в д\с, гуляли на территории д\с, познакомили с воспитателем заранее.

-детям, физически здоровым

-детям, имеющим навык самостоятельности: умение одеваться, проситься на горшок, самостоятельно есть.

-детям, чей режим близок к садовскому:

7.30- подъём

8.30- приход в д\с

8.40- завтрак

10-11-11.30- прогулка

12- обед

13-15- сон

15.30- полдник

20.30- укладывание на ночной сон

-детям, чей рацион питания приближен к садовскому: каши, творожные запеканки, сырники, омлет, котлеты, тушёные овощи, супы.

Труднее всего тем малышам, для которых д\с неожиданность.

 

Почему ребёнок «плохо» себя ведёт во время адаптации?

В период адаптации поведение ребёнка в корне меняется. Оно типично, оно пройдёт.

 

Эмоции.

В первые дни пребывания в д\с преобладают отрицательные эмоции: хныканье, плач .Ярко проявляется страх : ребёнок боится идти в д\с, боится, что мама не придёт, гнев, депрессивные реакции, заторможенность, как будто эмоций нет вообще, агрессивность. Наберитесь терпения – на смену отрицательным эмоциям придут положительные. А вот плакать при расставании малыш может ещё долго ,но после ухода мамы успокаивается

быстро.

Контакты со сверстниками.

В первые дни у ребёнка снижается социальная активность: даже общительные малыши становятся более замкнутыми. Малыши 2-3 лет играют не вместе , а рядом. У них ещё не развита сюжетная игра, куда включается несколько малышей. Поэтому , если ребёнок не взаимодействует с другими малышами, не стоит расстраиваться.

 

Познавательная активность.

Первое время познавательная активность может быть снижена или отсутствовать вообще на фоне стрессовых реакций. Иногда ребёнок не интересуется даже игрушками. Постепенно в процессе успешной адаптации малыш осваивает пространство группы.

 

Навыки.

В-первое время малыш теряет навыки самообслуживания на короткий период\ умение пользоваться горшком, ложкой\.

 

Особенности речи.

Скудеет словарный запас. Не волнуйтесь - речь восстановится и обогатится.

 

Сон.

В первые дни ребёнок засыпает плохо.

Аппетит понижен. Это связано с непривычной пищей и с со стрессовыми реакциями- ребёнок просто не хочет есть.

 

Здоровье.

Снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребёнок может заболеть.

 

Чем может помочь мама?

Дома создайте бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша.

- В присутствии ребёнка всегда положительно отзывайтесь о д\с и воспитателях. Рассказывайте дома в какой хороший д\с ходит ваш ребёнок и какие замечательные воспитатели там работают, даже если они не нравятся вам. Ребёнку легче будет ходить в д\с , уважая и любя воспитателей.

-В выходные дни режим дома должен быть приближен к режиму д\с.

-Не отучайте ребёнка от « дурных» привычек в период адаптации , чтобы не перегружать нервную систему ребёнка.

-Постарайтесь, чтобы дома была спокойная , бесконфликтная обстановка, чаще обнимайте малыша, гладьте по голове, говорите ласковые слова, отмечайте успехи в его поведении. Больше хвалите. Ему сейчас так нужна ваша поддержка!

-Будьте терпимы к капризам. Они возникают из - за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, успокойте, переключите на игру.

-Дайте в садик игрушку- это будет заместитель мамы, прижимая её к себе, ребёнку будет спокойнее.

-Спокойное утро. Больше всего родители и дети расстраиваются при расставании. Главное правило: спокойна мама – спокоен малыш. Ребёнок считывает вашу неуверенность, тревогу и ещё больше расстраивается.

-И дома и в саду разговаривайте с ребёнком уверенно, спокойно, доброжелательно. Призывайте на помощь игрушку – зайчик так хочет в д\с.

-В д\с пусть отводит тот родитель , с которым легче расстаться.

-Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда: после прогулки или после обеда. Не задерживайтесь, выполняйте своё обещание.

У вас должен быть свой ритуал прощания: поцелуй, помахать рукой, сказать пока. После этого уходите уверенно, не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

 

Не делайте ошибок. Они затрудняют адаптацию.

-Нельзя наказывать ребёнка за то, что он плачет при расставании. Он имеет право на такую реакцию. «Он обещал не плакать»- дети этого возраста не умеют держать слово, эмоции преобладают.

-Нельзя пугать д\с: вот будешь плохо себя вести – пойдёшь в д\с. Место, которым пугают, никогда не будет любимым.

-Нельзя плохо отзываться о воспитателях при детях. Малыш подумает, что д\с нехорошее место, его окружают плохие люди и тревога не пройдёт никогда.

-Не обманывайте ребёнка, что придёте скоро, если оставляете ребёнка на день. И ещё будьте уверены, что д\с вам действительно нужен. Чем меньше сомнений у мамы в целесообразности посещения д\с ,тем больше уверенности, что ребёнок справится. И малыш, реагируя на уверенную позицию мамы, адаптируется быстрее.

 

Составила педагог – психолог Вахрушева Т. А.

Адрес: Россия, г. Ижевск, ул. Карла Либкнехта, 59


Телефон: (3412) 68-04-24

E-mail: mdou.58@mail.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz